19 апреля 2024

ВС РФ рассмотрит вопрос о солидарном взыскании с участников сделки в деле о банкротстве

Обзор дела, переданного на рассмотрение СКЭС ВС РФ, подготовил для портала Федресурс старший юрист правового бюро Кирилл Гутников

25.04.2024 Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрит кассационную жалобу Гулиева А.Ф. (финансового управляющего Колбая И.Т.) на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда по делу № А41–71149/2020 от 04.07.2023 и постановление Арбитражного суда Московского округа по делу № А41–71149/2020 от 13.10.2023.

Колбая И.Т. (далее – должник) находился в зарегистрированном браке с Колбая А.А., 09.02.2020 г. брак расторгнут. В собственности бывшей супруги остался приобретенный в браке легковой автомобиль марки «Мерседес-Бенц» V250-BLUETEC, 2015 года выпуска (далее – автомобиль).

02.12.2020 между бывшей супругой и Каландией Г. был заключен договор купли-продажи автомобиля, цена в соответствии с договором составила 2 000 000 руб. Денежные средства продавцу, тем не менее, перечислены не были.

25.11.2021 финансовый управляющий обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании указанного договора недействительным и применении последствий недействительности сделки.

Свое заявление финансовый управляющий мотивировал аффилированностью сторон сделки, совершенной после возбуждения дела о банкротстве (25.11.2020) на безвозмездной основе и с целью причинения вреда имущественным правам кредиторов.

Определением Арбитражного суда Московской области по делу №А41-71149/20 от 27.02.2023 заявление было удовлетворено. Договор был признан недействительным, и были применены последствия недействительности сделки в виде взыскания в конкурсную массу с покупателя цены договора.

Десятый арбитражный апелляционный суд 29.05.2023 принял определение по делу №А41-71149/20 и в связи с тем, что требования финансового управляющего о применении последствий недействительности сделки в отношении продавца солидарно с покупателем не были рассмотрены, перешел к рассмотрению по правилам, установленным для рассмотрения дел арбитражным судом первой инстанции.

В результате постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда по делу №А41-71149/20 от 04.07.2023 определение суда первой инстанции было отменено. Договор по-прежнему был признан недействительным, но последствия недействительности сделки в виде взыскания в конкурсную массу цены договора были применены только с покупателя. В удовлетворении заявления в части применения последствий недействительности сделки в отношении продавца было отказано.

Арбитражный суд Московского округа 13.10.2023 постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Оценивая предоставленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу о том, что финансовым управляющим доказана совокупность обстоятельств, а также условий, входящих в предмет доказывания оснований для признания договора недействительным на основании пункта 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве. В результате совершения спорной сделки осуществлен безвозмездный вывод активов должника, кредиторам должника был причинен имущественный вред, который выразился в уменьшении потенциальной конкурсной массы при отсутствии реальной возможности получить удовлетворение своих требований к должнику за счет отчужденного имущества, приобретенного в браке. Действия сторон сделки не были направлены на восстановление платежеспособности должника.

В рассматриваемом споре заявитель не привел доводы о наличии у оспариваемой сделки каких-либо иных пороков, выходящих за пределы дефектов подозрительных сделок, предусмотренных пунктом статьи 61.2 Закона о банкротстве, следовательно – основания для признания договора недействительной сделкой по статьям 10, 168 ГК РФ отсутствуют.

Рассмотрев довод о наличии оснований для признания сделки должника недействительной по статье 170 ГК РФ, и оценив имеющиеся в деле доказательства, суды также пришли к выводу о его необоснованности.

В своей кассационной жалобе в Верховный суд Российской Федерации финансовый управляющий не согласился с применением последствий недействительности сделки и указал, что в результате совершения бывшей супругой должника безвозмездных сделок по отчуждению совместно нажитого имущества в пользу заинтересованного лица (как установил ранее суд), должник лишился доли в общем имуществе, подлежащей включению в конкурсную массу. В результате этого был причинен вред имущественным правам кредиторов. Законодательство о банкротстве предусматривает применение последствий в виде солидарного взыскания убытка с лиц, совместно причинивших вред

Финансовый управляющий считает, что взыскание с Колбая А.А. стоимости автомобиля в солидарном порядке с покупателем не нарушает её прав, так как в конкурсную массу она должна вернуть 1/2 стоимости общего имущества принадлежащего супругу–должнику, что аналогично методу распределения денежных средств после реализации совместно нажитого имущества в процедуре банкротства.

Да, институт банкротства граждан является социальным, но это не отменяет необходимости соблюдения баланса интересов кредиторов и должников.

На мой взгляд, ВС РФ для того, чтобы должники не смогли злоупотреблять правами, удовлетворит жалобу Гулиева А.Ф. и даст должную оценку сложившимся обстоятельствам. Это позволит не допустить ухода от ответственности лиц, причинивших вред, и в данном конкретном случае, и в практике в целом.

Федресурс