18 августа 2020

ВС РФ изучит справедливость заморозки долгов «Почты России» перед контрагентами из-за COVID-19

Комментарий юриста правового бюро Анны Сулимы для Интерфакса

Специальные меры правительства РФ по защите системообразующих организаций в ситуации распространения коронавирусной инфекции COVID-19 помешали небольшой логистической компании взыскать 28,8 млн рублей с АО «Почта России». В ситуации придется разбираться Верховному суду (ВС) РФ, которому предстоит определить правомерность распространения моратория на взыскания на «Почту России», свидетельствует картотека суда.

«Антиковидные» спецмеры, введенные правительством на период с апреля по октябрь 2020 года, применяются для защиты компаний из наиболее пострадавших от COVID-19 отраслей, а также организаций, относящихся к стратегическим и системообразующим. На это время они получили защиту от взысканий в рамках исполнительных производств по долгам, возникшим еще до введения моратория, в отношении них также введен запрет на возбуждение процедуры банкротства по заявлениям внешних кредиторов. Соответствующее постановление №428 правительство РФ приняло 3 апреля 2020 года.

«Когда в апреле только зашла речь о введении моратория, одним из резонных вопросов и опасений было — что делать организациям, которые под мораторий не подпали, но находятся на грани разорения», — напоминает юрист правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Анна Сулима.

Именно такой вопрос встал перед административным истцом по делу «Почты России» — рязанской логистической компанией ООО «Восо-логистик», принадлежащей Ольге Пискун. В ноябре 2019 года эта организация взыскала с «Почты России» в Арбитражном суде Москвы 28,8 млн рублей за неоплаченную перевозку грузов. Решение вступило в силу в марте 2020 года, но «Восо-логистик» деньги так и не получила — банк ВТБ (MOEX: VTBR) вернул ей исполнительный лист со ссылкой на невозможность взыскания из-за правительственного моратория. При этом на само «Восо-логистик» мораторий не распространяется, свидетельствуют данные Федеральной налоговой службы (ФНС).

Работникам надо платить зарплату, рассчитываться с контрагентами, наконец, оплачивать аренду за офис, и наиболее действенным способом решения проблем для них было бы взыскать долги со своих контрагентов, говорит Сулима. Но, продолжает она, они ни в суд не могут пойти, ни к приставам, если им не платит контрагент, защищенный мораторием. По сути, резюмирует Сулима, это грустная история о том, что «одних лечим, а других — калечим».

ПОДДЕРЖКА ЗА СЧЕТ СЛАБЫХ

«Восо-логистик» просит ВС РФ признать недействующим постановление правительства №428 в отношении «Почты России». По мнению административного истца, ему самому грозит банкротство из-за невозможности взыскания денег с почтовой госкомпании.

В иске «Восо-логистик», выручка которой в 2017-2019 годах составляла от 57 до 59 млн рублей, а чистая прибыль 2019 года — 2,8 млн рублей, говорится, что из-за невозможности взыскания у нее самой копятся долги по налогам и перед контрагентами, а в отличие от «Почты России» мораторий на банкротство на нее не распространяется и платить по исполнительным листам нужно. Кроме того, «Восо-логистик» указывает, что была вынуждена вернуть несколько грузовиков лизингодателю из-за невозможности платить за них. Есть у компании и сложности с заключением новых контрактов, так как нередко требуется банковская гарантия, а купить ее «Восо-логистик» теперь не может, указывается в иске.

«Таким образом, задолженность АО «Почта России» перед ООО «Восо-логистик», взыскание которой приостановлено на 6 месяцев, фактически приостановило деятельность предприятия», — констатирует истец.

Компания пытается убедить ВС РФ, что введенный мораторий несправедлив, так как он распространяется на абсолютно все стратегические и системообразующие компании без всяких критериев отнесения их к пострадавшим от COVID-19. «[Это] свидетельствует о нарушении принципов равенства и справедливости, предоставляя стратегическим и системообразующих предприятиям поддержку за счет иных граждан и юридических лиц РФ», — пишет в иске компания.

В подтверждение она ссылается на то, что на протяжении всего периода действия ограничительных мер из-за коронавирусной инфекции «Почта России» работу не приостанавливала и нарастила объем перевозок за счет интернет-магазинов, а долг перед «Восо-логистик» ничтожен по сравнению с оборотами почтовой госкомпании. Так, в 2019 году выручка последней составила 60,05 млрд рублей, а чистая прибыль — 538,14 млн рублей, свидетельствуют данные аналитической системы «СПАРК-Интерфакс».

Еще один момент в пользу отмены моратория, который приводит «Восо-логистик» в своем иске, — это возможность фактической внесудебной, в нарушение процессуальных норм, отмены судебных решений. Она обращает внимание, что ей по решению суда с «Почты России» полагаются пени по дату фактической оплаты долга по ставке 0,1% за каждый день просрочки. Но на время моратория начисление пеней отменено.

ПЕРСПЕКТИВЫ МРАЧНЫ

ВС РФ принял иск «Восо-логистик» к производству, заседание запланировано на 16 сентября. В пресс-службе «Почты России» «Интерфаксу» сообщили, что госкомпания не привлечена судом к участию в деле. «В настоящий момент «Почта России» изучает необходимость направления в ВС РФ ходатайства о привлечении ее к участию в качестве третьего лица», — сообщили в пресс-службе.

В пресс-службе не ответили на вопрос, погасила ли «Почта России» на текущий момент долг перед «Восо-логистик».

Эксперты сходятся во мнении, что ВС РФ не пойдет на отмену моратория. ВС РФ еще в апреле 2020 года в обзоре судебной практики отмечал, что для распространения моратория на компанию достаточным основанием является включение ее в соответствующий перечень, напоминает партнер юркомпании Bryan Cave Leighton Paisner Иван Веселов. «Несущественными» называет он и другие аргументы компании. В частности, по его мнению, является «некорректным», довод о нарушении процессуальных правил и отмене решения суда во внесудебном порядке.

«Нормы закона о банкротстве, регулирующего вопросы моратория, в данном случае являются специальными, которые имеют приоритет перед процессуальными и общегражданскими нормами», — говорит Веселов. Аналогичные последствия в виде приостановки взысканий наступают в случае введения в отношении должника наблюдения или конкурсного производства в деле о банкротстве, напоминает он.

«Аргумент о предоставлении стратегическим и системообразующим предприятиям поддержки за счет иных граждан и юрлиц и тем самым о нарушении принципов равенства и справедливости, на наш взгляд, заслуживает внимания, однако является в большей степени политическим, чем правовым», — указывает Веселов. При этом, добавляет он, законодатель, вводя институт моратория, подчеркнул, что он вводится для обеспечения стабильности экономики, то есть для общего блага.

По прогнозам Сулимы, ВС РФ вряд ли пойдет на отмену моратория в отношении конкретного предприятия, пусть даже и будут установлены признаки злоупотребления акционерным обществом своим «мораторным иммунитетом».

«Это очень скользкая дорожка, и вынесение решения об удовлетворении одного подобного иска может дальше привести только к тому, что количество исков относительно других защищенных мораторием обществ станет расти как снежный ком», — отмечает она.

Федресурс