19 марта 2020

Вирус на пользу: какие практики юрфирм выиграют от пандемии

Эдуард Олевинский комментирует возможный рост в практиках банкротства из-за эпидемиологической ситуации в мире для Право.ru

Новости о коронавирусе заняли всю новостную ленту, а финансовые потери от эпидемиологической ситуации и паузы в работе компаний уже исчисляются миллиардами. Пока юристы обсуждали, как удаленная работа в условиях карантина повлияет на корпоративную культуру компании и трудоустройство новых сотрудников, на повестке дня оказалась более актуальная тема: изменения в практиках и новые проекты. Зарубежные компании констатируют рост запросов на 25%, а юрфирмы в России прогнозируют рост по целому ряду направлений.

Пока никто не решается говорить о перспективах развития ситуации и реальных масштабов ее влияния на бизнес, в юридическом мире с уверенностью готовы сказать одно: ситуация приведет к увеличению спроса по большому количеству практик. «Всякий раз, когда в мир приходит дискомфорт и неопределенность, юристы от этого выигрывают», — говорит рекрутер Скотт Лав, основатель Attorney Search Group.

За рубежом ряд компаний уже указали на своих сайтах возможности их юристов работать с проблемами, так или иначе вызванными последствиями коронавируса — например, об этом сказано на сайте Mayer Brown. Это понятно: по данным Financial Times, с учетом вопросов, связанных с коронавирусом и его экономическими последствиями, число клиентских запросов в последние недели выросло на 25%.

Кто в выигрыше

Сокращение производства во многих секторах экономики из-за карантинов, дистанционной работы сотрудников, а порой и вовсе полной приостановки деятельности компаний уже сказывается на работе консультантов, признает Андрей Корельский, управляющий партнер КИАП . По его словам, самой популярной работой в последние недели стали запросы на консультации по вопросам неисполнения обязательств из-за коронавирусного форс-мажора. «Через пару месяцев эти вопросы перекочуют в суд, так как не все стороны готовы принять такую ситуацию как форс-мажор, где-то в контрактах это могло быть и вовсе никак не урегулировано. В ближайшее время мы увидим массовые споры по этим обстоятельствам, как в государственных судах, так и коммерческих арбитражах», — говорит Корельский. Тенденция уже четко обозначилась на западных рынках  — в предыдущие недели запросы касались контрактов с китайскими фирмами, но охват расширяется по мере распространения вируса и карантинных мер на новые территории.

Наплыва вопросов от клиентов ждут в страховых практиках, пишет Law.com. Это связано с большим числом отмененных мероприятий и других прерванных бизнес-процессов и попытках фирм определить ответственность и минимизировать потери. «Сегодня мы говорим о сочетании работы, связанной с исками в этой области, и работы на опережение — консультаций бизнесу о страховых активах и разработке сценариев реагирования на кризисные ситуации», — говорит Митчел Долин, со-председатель глобальной практики по страхованию компании Covington & Burling. Но на фоне быстрого развития событий круг вопросов ширится еще больше, и работающим в страховой практике юристам приходится взаимодействовать с коллегами по трудовому праву, юристами в области здравоохранения и судебными юристами. По словам Долина, для многих насущный вопрос — закрывать ли бизнес, поскольку при добровольном закрытии о страховых выплатах обычно говорить не приходится. Если закрытие происходит на фоне распоряжений властей, возможны варианты.

Юристы рассчитывают на рост числа проектов, связанных с трудовым правом. По словам Елены Кожемякиной, управляющего партнера юридической фирмы BLS , коронавирус привел к трем новым проблемам для работодателей и юристов. Первая – как перевести сотрудников на удаленную работу в рамках закона. Трудовой кодекс не предусматривает напрямую работу из дома. Но в любом случае надо как-то реализовать и требование Правительства и проявить заботу о своих сотрудниках, защищая их здоровье. Вторая история – многие работники сейчас остались без реальной работы, так как просто нет возможности для работы, замечает Кожемякина. Нет возможности ездить к клиентам, обслуживать в ресторанах, принимать зрителей в кино. У большой части бизнеса просто не стало клиентов. И с точки зрения юридических практик начнутся темы экономии бюджета, изменения форм оплаты труда и даже простоя персонала. С этим связан и третий момент. «Вирус подорвал бизнес, а когда случает кризис – начинают сокращать затраты. И я полагаю, что вновь поднимутся вопросы о перестройке и оптимизации структур компаний и связанные с этим правовые проблемы о массовых или больших увольнениях. Корпоративным юристам и внешним консультантам придется большей частью работать по этим направлениям», — говорит Елена Кожемякина.

«Побочный эффект» от карантина и удаленной работы — вопросы кибербезопасности и приватности. Перевод сотрудников на работу на дому для фирм может означать не просто выдать сотруднику ноутбук и отправить его домой. Партнер Baker & Hostetler Линн Сешнз говорит, что в последнюю неделю клиенты часто обращались к нему с вопросами о кибербезопасности на удаленке. Специалисты в этой области ожидают параллельного роста угроз в этой области — злоумышленники могут воспользоваться ситуацией, чтобы получить доступ к данным фирм. По его словам, даже распространяемые в сети карты с распространением коронавируса могут содержать вредоносные программы.

Партнер фирмы Duane Morris Дельфин О’Рурк также наблюдает рост запросов по темам, связанным со здравоохранением. Фокус главным образом на готовности к ситуации медучреждений. В России, где уровень распространения инфекции пока ниже, запросы клиентов, связанные с медициной, пока не изменились, комментирует Александр Аронов, управляющий партнер компании Аронов и партнеры Тем не менее, в фирме ожидают роста числа проектов в этой отрасли на фоне очевидной неготовности государства и медицинских учреждений к пандемии.

«Приведу пример. Анализ готовится 6 дней. Через 6 дней к доверителю приехала Скорая помощь с полицией. Полиция никак не защищена — нет масок, и никаких иных средств защиты. Они зашли в дом к доверителю и, конечно, во все иные жилые помещения таких пациентов, и риск их заражения огромный. То есть они потенциально являются распространителями. Госпитализировали в медицинское учреждение, которое раньше не заявлялось, как специализированное инфекционное учреждение. По моему, это говорит о том, что три основных инфекционных стационара уже переполнены, и данные о количестве заболевших не соответствуют действительности», — считает Аронов.

Сергей Кислов, партнер КА Ковалев, Тугуши и партнеры , отмечает, что в связи с пандемией многие юридические фирмы обратили большое внимание на практику Complienceс акцентом на необходимость приведения локальных нормативных актов в соответствие с новыми распоряжениями по ограничению в связи с пандемией и соблюдению этих актов. Дополнительно разрабатываются внутренние положения по недопущению распространения вируса по инициативе самих работодателей.

Традиционный значительный рост, как и всегда в кризисные времена, ждет банкротную практику — но не сразу.

«Премьер-министр Михаил Мишустин дал поручение Минэкономразвития совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти внести в срок до 1 апреля 2020 года в Правительство Российской Федерации проект федерального закона, обеспечивающий возможность введения моратория на подачу заявлений о банкротстве», — напоминает руководитель правового бюро Олевинский, Буюкян и партнеры Эдуард Олевинский.

Марк Каретин, партнер Юков и Партнеры , полагает, что практики банкротства ждет подъем в среднесрочной перспективе. «Прямо сейчас уровень общения с клиентами существенно снизится, вплоть до полной остановки. Всех ждет затишье, мы перешли на удаленную работу», — говорит он.

В случае, если последуют сколько-нибудь значимые меры по экономической поддержки компаний со стороны властей — например, налоговые каникулы или стимулирующие пакеты для отраслей, которые уже пообещали бизнесу ряда стран, работы прибавится и у налоговых юристов.

Слияния и поглощения — практика, которую в очередной раз ждет затишье — бизнес в лучшем случае берет паузу, в худшем — отказывается от сделок. Значительного числа новых сделок на рынке не ждут — тем не менее, в текущий момент юристы за рубежом указывают на рост запросов почти на четверть, что в основном связано с проблемами со сделками.  «Не думаю, что прямо сейчас будет желание заключать новые сделки. Что касается уже подписанных контрактов, действительно сложно внести в них изменения, необходимые сегодня. Фактически речь идет о том, что выйти из них мы не можем даже из-за короновируса, если негативное влияние последствий эпидемии не повредит конкретной фирме больше, чем другим участникам рынка», — говорит Джон Райсс, глобальный глава практики M&A компании White & Case. Тем не менее, ситуация вызвала подъем в продуктовом ритейле на фоне ажиотажного спроса,  в фармотрасли и онлайн-сервисах: от доставки до он-лайн игр, обручающих платформ и он-лайн кинотеатров. По словам Андрея Корельского, по этим направлениям фирма ожидает рост числа сделок и новые экспансии на рынке, где без работы юристов никак не получится. «По законам природы если в одном месте убыло, то в другом обязательно прибудет, поэтому хорошие юристы точно не останутся без работы, пусть и на удаленом доступе», — замечает он.

Естественный отбор для юристов

Тем не менее, пандемия может выкосить и часть юридического рынка. На фоне углубляющегося кризиса у бизнеса, несмотря на возросшее число поводов для юридической работы, в перспективе стимулов тратить деньги на услуги консультантов может стать меньше. То, что можно переложить на плечи корпоративных юристов, будет решаться внутренним ресурсом компаний.

Ситуация станет очередным тестом на прочность и гибкость для ведущих фирм. Выживут сильнейшие — наиболее подготовленные профессионально и готовые подстроиться под нужды клиента. Сейчас время «универсальных бойцов», способных обрабатывать любую задачу, уверен председатель совета партнеров Адвокатского бюро S&K Вертикаль Константин Крутильников. 

В сложные времена одни юристы продолжают падать по цене и в итоге теряют все, а другие улучшают свои ценностные предложения и забирают банк, справедливо отмечает Крутильников.

Ирина Кондратьева, Право.ru