Сорванная сделка и несостоявшийся аукцион: новые дела ВС
Свою позицию по делу № А06-4099/2020 для обзора портала Право.ру высказал старший юрист правового бюро Кирилл Гутников
На неделе с 18 по 22 декабря Верховный суд рассмотрит почти 100 дел. Экономколлегия определит, как организаторы торгов должны подходить к отбору заявок от участников. Компании не удалось поучаствовать в аукционе из-за того, что она представила в составе заявки распечатку выписки из ЕГРЮЛ, а не оригинал или нотариальную копию. А в одном из банкротных споров экономколлегия восстановит баланс интересов кредиторов и должника: суд отказался исключить машину из конкурсной массы. Должник настаивал, что авто ему необходимо для перевозки несовершеннолетних детей.
В экономколлегии 13 споров. В их числе дело № А06-4099/2020. В 2020-м Карину Мишину* признали банкротом. Первая инстанция исключила при этом из конкурсной массы авто Ford Transit VAN. Суд учел, что иначе будут нарушены права несовершеннолетних детей должника. Кроме того, это приведет к дисбалансу имущественных интересов кредиторов и личных прав самой Мишиной.
У апелляции и кассации было другое мнение, и они отменили акт первой инстанции. Суды решили, что должник не доказала необходимость исключить машину из конкурсной массы. Если спорное авто реализуют в банкротном деле, то часть денег от этого достанется супругу Мишиной. Их можно потратить на новый автомобиль.
Мишина пожаловалась в Верховный суд. Она отметила, что использует машину для перевозки детей в школу, поликлиники и на секции. Более того, на улице, где она живет, не ходит общественный транспорт. Продажа автомобиля с учетом его стоимости, по мнению должника, не повлияет на удовлетворение требований кредиторов. Мишина полагает, что в ее случае надо установить баланс между их интересами и ее личными правами.
Дело актуально социальной повесткой вопроса, отмечает Кирилл Гутников, старший юрист «Олевинский, Буюкян и партнеры».
С точки зрения эксперта, ВС продолжит практику расширения защиты прав должника. В эту логику укладывается и возможность проводить банкротство без управляющего, и практика с исключением залоговой недвижимости из конкурсной массы, полагает юрист.
Дело в первую очередь интересно очень тонкой гранью между интересами должника и его несовершеннолетних детей с одной стороны и кредиторов — с другой. Думаю, что ВС решил установить баланс интересов в этом споре должным образом.
По мнению Гутникова, экономколлегия укажет: баланс интересов надо устанавливать в каждом случае отдельно. Невозможно унифицировать решение этого вопроса.
На практике суды формально подходят к исключению авто из конкурсной массы в сходных обстоятельствах, говорит Денис Шведов, юрист Казаков и партнеры Часто они отказывают должникам и не отклоняют аргумент о том, что авто нужен для перевозки детей в школы и поликлиники. Это не говорит о том, что требуется конкретно принадлежащее должнику авто. Например, такую позицию занял 20-й ААС в деле № А83-10791/2020 и 12-й ААС в деле № А57-23407/2022. При этом нельзя игнорировать права и свободы человека, отмечает Шведов. Они определяют смысл, содержание и применение законов и работу властей. С точки зрения эксперта, ВС отменит акты апелляции и кассации и оставит в силе выводы первой инстанции.
А в деле № А40-271788/2022 экономколлегия решит, могли ли не допустить компанию к участию в аукционе из-за формальной неточности. МУП «Магазин «Центральный» из московского Троицка разместило в интернете извещение об аукционе на право заключить договор аренды недвижимости для торговли. Заявки на участие подали две компании: «Риита» и «Янтарный Айсберг». В итоге аукцион признали несостоявшимся. Комиссия организатора торгов решила заключить сделку с «Янтарным берегом». Дело было в том, что в комплект заявки «Риита» включила распечатку выписки из ЕГРЮЛ, полученной через сервис «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП» на сайте ФНС. Такая форма не соответствует правилам. Фирме надо было предоставить либо саму выписку, либо ее нотариальную копию.
Компания оспорила это решение в УФАС, но антимонопольщики признали жалобу фирмы необоснованной. Направленная ей бумага, с их точки зрения, — это просто копия выписки с сайта, и ее надо нотариально заверить. Тогда «Риита» пошла судиться, но три инстанции ей отказали. Оригиналу документа соответствует только представленная в электронном виде выписка из ЕГРЮЛ. Распечатка выписки из ФНС в виде электронного документа, подписанного электронной подписью, — это не оригинал и даже не копия документа, решили суды.
«Риита» обжаловала выводы нижестоящих инстанций в ВС. Компания отметила, что выписку, которую она представила в заявке, сформировали через сервис на официальном сайте ФНС. Там есть исходящий номер регистрирующего органа, а еще она подписана квалифицированной электронной подписью налоговиков с указанием номера сертификата и срока ее действия. Нет какого-то несоответствия это выписки информации на сайте ФНС. А еще не опровергнута подлинность электронной подписи. Фирма также отметила, что представить оригинал или нотариально заверенную копию нужно, чтобы обеспечить достоверность сведений об участнике конкурса. Эти данные открытые. Заказчик вполне мог как определить статус подателя заявки, так и признать оригиналом выписку из ЕГРЮЛ с квалифицированной электронной подписью.
Ранее в подобных делах окружные суды вставали на защиту желающих участвовать в аукционе. Например, так было в деле № А40-206642/2017, делится практикой Михаил Гусев, руководитель практики разрешения споров, адвокат Инфралекс. Там кассация указала, что выписка из ЕГРЮЛ в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью равнозначна выписке на бумажном носителе с собственноручной подписью должностного лица и заверенной печатью налогового органа.
Подход ВС повлияет не только на порядок рассмотрения выписок ЕГРЮЛ организатором торгов. Этот спор отражает проблему участников торгов, которые вроде бы следуют требованиям к документации и прикладывают какие-то бумаги к заявке, объясняет Мария Лисиченкова, юрист антимонопольной практики Delcredere. Но потом оказывается, что заявки отклоняются: документ представлен не в той форме, или он не так подробно составлен, или не так заверен. Организаторы торгов часто подходят к вопросу формально и отклоняют заявки участников. Хотя они по своей сути соответствуют документации, но ответственным лицам хотелось бы получить бумаги в иной форме, делится опытом Лисиченкова.
С точки зрения Лисиченковой, ВС укажет на недопустимость формального подхода со стороны организатора торгов при анализе заявки участника. Цель заявки в том, чтобы организатор смог определить участника, который лучше исполнит контракт за меньшую стоимость. Но никак не выявить участника, который более тщательно заполнил заявку. Поэтому организаторы торгов должны взвешенно анализировать заявки, говорит эксперт.
Елена Нозикова, Право.ru
Комментарий старшего юриста правового бюро Кирилла Гутникова для Право.ru
31 января 2024