Из ильфов в ньюльфы: как прошла трансформация юрфирм
Комментарий Эдуарда Олевинского для Право.ru-300
На юррынке — импортозамещение. Ильфы ушли, а коллективы международных компаний остались, но уже под собственным брендом. Но их отделяют от отечественных фирм, называя ньюльфами. Одни юристы считают это маркетинговым ходом, другие говорят, что выходцы из международных компаний действительно отличаются, так как обладают уникальными компетенциями. Эксперты сходятся в одном: в ближайшие годы команды перемешаются, а граница между ньюльфами и рульфами сотрется.
Российский рынок покинули почти все крупные иностранные юрфирмы: кто-то из-за санкций, кто-то по этическим соображениям. Одна из первых — британская Linklaters. Свое решение компания огласила 4 марта. В России она проработала почти 30 лет, с 1992 года.
После этого международные фирмы одна за другой стали заявлять, что прекращают работу в стране. Из России ушли аудиторские сети «большой четверки» (Deloitte, PwC в России, EY Law и KPMG). Baker McKenzie стала последней крупной фирмой, которая объявила 15 марта о закрытии офиса. На своем сайте она называла это трудным решением: компания была первой международной глобальной юрфирмой, зарегистрированной в России, а точнее еще в РСФСР, в 1989 году.
Что значит для рынка уход ильфов
Передел рынка заметили все. Ильфы занимали значимую долю в топ-сегменте юридического консалтинга для бизнеса. Иностранные фирмы отказались от многих проектов или как минимум заморозили их до момента, пока российские офисы не начнут работать как отдельные юрлица. Поэтому уход международных игроков открыл для российских консультантов новые возможности для работы, отмечает Дмитрий Базаров, партнер BGP Litigation Отечественные консультанты начали обслуживать некоторых освободившихся клиентов. Однако, хотя новые и старые рульфы подхватили часть клиентской работы ильфов, пока заместить их во всех практиках, а особенно в международном сегменте, полноценно не смогли, считает Андрей Корельский, управляющий партнер АБ КИАП
Базаров отметил и другую тенденцию. По его словам, возросла конкуренция в верхнем сегменте рынка. Команды бывших ильфов лишились какой-то части клиентов — международных компаний, поэтому начали ориентироваться на локальный рынок.
Сферу юридических услуг в настоящее время можно охарактеризовать как новоиспеченный рынок, считает Илья Никифоров, управляющий партнер АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». По его словам, как рульфам, так и выходцам из ильфов нужно работать над тем, чтобы занять новое место на измененном рынке, а не пытаться сохранить старую нишу.
Корельский уверен, что в целом события этого года негативно повлияли на юридический рынок. «Пусть первый шок постепенно проходит, и рано или поздно рынок стабилизируется и адаптируется под текущую ситуацию, но говорить о каком-либо количественном росте в деньгах или качественном росте экспертных знаний, пока не приходится», — признает он.
К оптимизму призывают и другие эксперты. Конечно, ушла «целая эпоха», появился риск снижения качества услуг, к которому привыкли клиенты. Но, с другой стороны, появился шанс внедрить, адаптировать и развить те самые стандарты, по которым ильфы работали в России десятилетиями, уверена Виктория Борткевича, управляющий партнер Better Chance
Экстренный брендинг
После ухода международных фирм с рынка многим казалось, что их российские коллективы поглотят рульфы, говорит Алексей Дудко, старший партнер LEVEL Legal Services. Но этого не произошло. Вместо этого бывшие коллективы ильфов выбрали для себя разные сценарии ухода с российского рынка.
Одни фирмы временно прекратили деятельность в Москве. Так поступила американская компания Cleary Gottlieb Steen & Hamilton. Руководство находится «в ожидании дальнейших событий», но продолжает поддерживать коллег из России. О какой именно поддержке идет речь — не уточняется, возможно о выплатах зарплат. Другие устраивают весь коллектив или отдельных сотрудников в заграничные офисы. Так, в Linklaters рассказали, что переведут сотрудников на новые должности в самой фирме или в другие компании на должности юристов.
Некоторые выходцы из ильфов создали собственные независимые компании. В их числе Евгений Тимофеев с командой. Сейчас он управляющий партнер в юрфирме «Тимофеев, Гусев и партнеры», а раньше возглавлял налоговую практику в Bryan Cave Leighton. А Better Chance объединила юристов сразу из нескольких ушедших ильфов: Clifford Chance, Allen & Overy, Herbert Smith Freehills, Linklaters, Morgan, Lewis & Bockius, Squire Patton Boggs.
Но большая часть бывших коллективов ильфов осталась и начала работать как самостоятельные юрлица. Таким компаниям удалось сохранить штат практически полностью. Так, в SEAMLESS Legal остался работать весь московский офис CMS, а в ALUMNI Partners перешло 90% коллектива.
Первыми о начале работы под новым брендом объявили ALUMNI Partners На ребрендинг у них ушел 21 день. То, что команда остается на российском рынке, юристы решили за сутки. Потом коллектив приступил к выбору дизайна логотипа и нового названия. Вознесенский говорит, что у них не было цели придумать созвучный с предыдущим бренд.
Не пытались как-либо подражать бренду бывшей компании и BIRCH LEGAL. Соуправляющий партнер компании Михаил Тимонов рассказал, что выбор нового имени стал сложной задачей. Сначала они пытались решить его узкой группой партнеров, но потом подключили к процессу всех без исключения сотрудников компании.
Юрфирма Dentons решила уйти из РФ еще 14 марта и заявила, что офисы в Москве и Санкт-Петербурге выходят из состава глобальной группы. Несмотря на это, пока коллектив продолжает работать под прежним брендом. Ожидается, что новое название компания объявит в середине декабря. Видимо, она станет последней, кто проведет ребрендинг из бывших ильфов в этом году. По подсчетам Право.ru, к началу лета о смене названия заявили уже больше 10 таких компаний. К концу года стало известно о 24 компаниях, в которых работают сотрудники бывших ильфов. Именно столько фирм подали заявки для участия в рейтинге «Право-300» в этом году.
Сергей Пепеляев, управляющий партнер отечественной ЮФ «Пепеляев Групп», высказывал мнение, что многие компании сменили название и организационно обособились лишь для галочки. Это якобы помогает избежать вопросов на Западе. Но вновь созданные юрфирмы уверяют, что это не так.
На основе более чем десятилетнего опыта работы в ильфах Тумасова предположила, что после отделения от международных компаний у ньюльфов появилось больше свободы в ценообразовании и выборе клиентов. Ранее штаб-квартиры ильфов строго контролировали это процесс. С другой стороны, отсутствие поддержки глобального офиса в части маркетинга, программного обеспечения и инноваций в технологиях, а также управленческой и административной заставляет партнеров выходить из зоны комфорта и искать решения новых для них задач, уверена Тумасова.
Ньюльф и рульф: есть ли разница
Созданные в этом году фирмы перестали быть ильфами. Но их не считают за рульфов, то есть за исконно российские компании. Для обозначения таких консультантов на юррынке стали использовать термин «ньюльфы». Полгода назад его придумала бывшая команда международной компании, которая сейчас работает под брендом LEVEL Legal Services. Ньюльф происходит от английского слова new — «новый». Такой каламбур родился во время совещаний с партнерами на запуске компании. Новый термин понравился команде, которая стала его использовать, потом он распространился по рынку.
Такое разграничение между вновь образованными фирмами и теми, что давно работают в РФ, скорее нужно бывшим ильфам, уверена Алина Тумасова, директор по стратегическому развитию КА «Регионсервис». Так они демонстрируют клиентам и рынку свою принадлежность, хоть и в прошлом, к ильфам. Ведь главная их особенность и отличительная черта — международный бэкграунд. Например, на своем сайте LEVEL Legal Services отмечает, что сочетает в себе международные экспертные знания и первоклассное понимание рынка и российского права, наработанное в составе ильфа. ALUMNI Partners тоже пишут, что их команда раньше представляла глобальный бренд Bryan Cave Leighton Paisner. А ККМП | Кучер Кулешов Максименко и партнеры сообщает, что продолжает оказывать юруслуги мирового класса.
Еще у ньюльфов остались международные связи, а у сотрудников есть опыт работы в мировых юридических брендах. Будучи уже российский юридической фирмой, команда сохранила знания, умения и компетенции, которых исторически не было у отечественных юридических фирм, подтверждает Булат Жамбалнимбуев, партнер Better Chance. Это дает конкурентное преимущество в работе с комплексными проектами, требующими знаний по широкому кругу вопросов.
Внутренние различия между ньюльфами и рульфами признает и Эдуард Олевинский, руководитель ПБ «Олевинский, Буюкян и партнеры».
При этом эксперт говорит, что и многие ключевые сотрудники крупных отечественных фирм раньше работали в ильфах. И они переняли все лучшее.
Поэтому такое разделение между новыми и старыми фирмами эксперт считает «скорее удачным маркетинговым ходом для текущего момента».
Опрошенные Право.ru эксперты согласились, что рынок будет в дальнейшем трансформироваться. Так, Дмитрий Базаров, партнер BGP Litigation, прогнозирует дробление и объединение команд партнеров из ушедших с рынка международных фирм, переходы юристов и экспертов. В итоге команды рульфов и ньюльфов перемешаются, согласен и Жамбалнимбуев. Это сотрет грань между бывшими ильфами и отечественными консультантами.
Еще один возможный сценарий для современных ньюльфов — вновь объединиться с международной фирмой. CEO Dentons Эллиот Портной еще в марте заявил, что у них за плечами 30 лет сотрудничества с коллегами из России. Он не исключил, что воссоединение возможно в дальнейшем: «Надеемся, что когда-нибудь мы вернемся друг к другу, когда это будет юридически и практически возможно». Остальные с осторожностью отнеслись к подобным перспективам, не комментируя будущие слияния.
Но не все окончательно разорвали отношения с ильфами. Многие компании, которые созданы из бывших коллективов международных фирм, говорят, что по возможности продолжают сотрудничество по некоторым вопросам и проектам. Среди них Better Chance и ALUMNI Partners. В последней рассказали, что речь идет о поручениях общих клиентов, как правило крупных международных компаний. Некоторым удалось заключить соглашение о сотрудничестве. Сейчас известно о трех таких компаниях. LEVEL Legal Services подписали долгосрочное реферальное соглашение с Hogan Lovells (сотрудничество по договору-оферте). Birch Legal остались официальным партнером Eversheds Sutherland в России и продолжают работать вместе, насколько это позволяют многочисленные современные ограничения с обеих сторон. А «Арно Лигал» называют себя стратегическим партнером европейской юрфирмы Noerr в РФ.
Анастасия Синченкова, Право.ru-300
Национальное достояние: как защитить гордость отечественной промышленности от недружественных действий
28 сентября 2022