Налогообложение в процедурах банкротства: что может измениться?
Старший юрист правового бюро Дмитрий Чикатунов подготовил для издания "Экономика и жизнь" обзор проекта поправок в Закон о банкротстве
Минэкономразвития опубликовал проект поправок к ст. 134, 136
Закона о банкротстве о налогообложении при проведении процедур банкротства.
Какие подходы из судебной практики предлагается закрепить и каких нововведений ожидать, рассмотрим в материале. Налогообложение при проведении процедур банкротства достаточно долго вызывало споры, а участники процесса не всегда могли с уверенностью ответить на вопрос о правильном порядке включения или распределения обязательных платежей.
Регулирование налогообложения в судебной практике
ВС РФ ответил на большинство вопросов, разрешая противоречия. Пример такой новаторской судебной практики – дело, в рамках которого суды пришли к выводу, что уплата налога на прибыль в связи с продажей на торгах имущества банкрота должна производиться за счет оставшегося имущества должника после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований (определение ВС РФ № 303-ЭС19-10320 (2, 4) от 11.02.2020).
Применение такого подхода изменило во многом превалирующую ранее практику, которая предполагала уплату налогов в качестве текущих платежей преимущественно перед реестровыми требованиями кредиторов должника.
Закрепление новаторского подхода в проекте закона
Таким образом, судебная практика шаг за шагом формировала подходы к очередности удовлетворения налоговых обязательств, а участники процесса на нее ориентировались.
Таким образом, проект закона с соответствующими поправками Закон о банкротстве (ID проекта:139815, далее – проект) законодательно закрепит уже сложившуюся судебную практику и в целом на разрешение налоговых вопросов в процедурах банкротства. В проекте предлагается дополнить одну из самых известных статей Закона о банкротстве (ст. 134), которая устанавливает очередность как текущих, так и реестровых платежей.
Шестой абзац п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве в соответствии с проектом не должен ограничиваться фразой об удовлетворении иных требований пятой очередью текущих платежей, а должен включать и порядок оплаты обязательных платежей, возникших после даты принятия заявления о признании должника банкротом.
После ст. 134 Закона о банкротстве следуют статьи, в которых более детально раскрывается размер и порядок удовлетворения требований кредиторов. Статью 135 Закона о банкротстве, касающуюся первой очереди реестра, изменения не затронули, а вот в ст. 136 (вторая очередь) предложено внести как дополнительные пункты, так и изменения в уже имеющиеся.
Как я уже отмечал, в Обзоре можно увидеть сформировавшийся подход ВС РФ, который нашел свое отражение в проекте.
Так, п. 8 Обзора устанавливает, что задолженность по перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц, удержанного должником в качестве налогового агента, при выплате этих доходов относится к реестровым требованиям второй очереди. Если же налог был удержан при выплате текущей заработной платы и выходных пособий, то суммы налога на доходы физических лиц перечисляются должником в режиме второй очереди текущих платежей.
Проект с поправками в п. 4.1 ст. 136 Закона о банкротстве тоже применяет эту позицию ВС РФ, но добавляет к порядку очередности выплат НДФЛ еще и профсоюзные членские взносы.
По аналогии в проект были включены положения п. 14 Обзора, который отмечает, что требование об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежит удовлетворению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы. Проект поддерживает такую позицию и устанавливает те же правила, относя требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ко второй очереди.
Пункт 5 ст. 136 Закона о банкротстве устанавливает трехступенчатую систему удовлетворения требований кредиторов второй очереди.
Проект дополняет этот перечень четвертой очередью, в рамках которой осуществляется уплата удержанных должником НДФЛ (или профсоюзных членских взносов), а также требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Проект содержит и новую статью – 136.1, в которой раскрываются особенности удовлетворения требований кредиторов первой и второй очереди за счет средств, причитающихся для удовлетворения относящихся к текущим платежам требований по обязательным платежам.
Обратить внимание следует и на изменения в п. 6 ст.138 Закона о банкротстве, который касается расходов на обеспечение сохранности предмета залога и его реализации на торгах.
Так, в соответствии с проектом, за счет средств, поступивших от реализации предмета залога покрываются не только привычные расходы на обеспечение сохранности предмета залога и его реализации на торгах, но и относящиеся к текущим платежам налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, земельный налог и транспортный налог, при условии, что объектом налогообложения признается имущество, являющееся предметом залога.
Резюме
Считаю, что проект поможет как закрепить уже выработанные судебной практикой подходы, так и привнести новые, разъясняющие нормы.
Это поможет проще и эффективней ориентироваться в вопросах налогообложения всем участникам банкротного процесса, и сведет к минимуму неопределенность и лишние судебные тяжбы, возникающие в результате недопонимания.
Дмитрий Чикатунов, Экономика и жизнь
Комментарий Дмитрия Громова для портала PROбанкротство
29 августа 2023