21 января 2019

Комментарий Артема Фролова для Интерфакса

ОБЗОР: Число корпоративных банкротств в РФ в 2018 году снизилось до естественного уровня

Число российских компаний, признанных банкротами, в 2018 году сократилось на 3,1% по сравнению с 2017 годом — до 13117, следует из данных Единого федерального реестра сведений о банкротстве («Федресурс»; bankrot.fedresurs.ru). Исходя из истории наблюдений эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Алексей Рыбалка называет такой уровень близким к естественному.

«Существенный рост прибыли компаний и подстройка их бизнес-моделей под текущий уровень процентных ставок оказали влияние на приближение числа банкротств к естественному уровню», — отмечает он. По словам А.Рыбалки, компании начали адаптироваться к текущим, пусть и несколько высоким, уровням процентных ставок, а несостоятельность банкротов в 2018 году была связана в первую очередь не с макроэкономическими шоками, а с естественными процессами — выбытием неэффективных компаний.

Предприятия РФ в январе-октябре 2018 года, по данным Росстата, получили сальдированную прибыль в размере 11,552 трлн рублей против 8,698 трлн рублей за тот же период 2017 года. Рост составил 32,8%.

«Равновесию в сфере корпоративного банкротства способствуют не только экономические факторы, но и снижение стимулов для недобросовестного поведения в таких процедурах благодаря развитию судебной практики. В случае злоупотреблений, собственники, с большой долей вероятности, будут привлечены к субсидиарной ответственности, а требования аффилированных кредиторов субординированы», — отмечает руководитель проекта «Федресурс» Алексей Юхнин.

Впрочем, число банкротств может несколько возрасти в 2019 году, особенно среди малых и средних предприятий, в результате нового этапа повышения ставки Банком России в сентябре и декабре 2018 года, считает А.Рыбалка из ЦМАКП.

Около 60% банкротств в экономике, как в 2017 году, так и в 2018 году, пришлось на три отрасли: торговлю, строительство и операции с недвижимостью, следует из данных «Федресурса». Во всех трех отраслях число банкротств снизилось за год: в торговле — на 3,4%, до 3701 компаний, в строительстве — на 3,5%, до 2670, в сфере операций с недвижимостью — на 4,1%, до 1405.

«В строительстве, хотя и произошло некоторое сжатие прибыли, просроченная суммарная задолженность по обязательствам крупных и средних организаций за январь-октябрь 2018 года снизилась на 8%, а просроченная задолженность поставщикам и подрядчикам за товары, работы и услуги крупных и средних организаций за тот же период снизилась на 12%, что является неоспоримым плюсом в контексте интенсивности банкротств в данной отрасли», — комментирует А.Рыбалка.

Как в Москве, так и в Санкт-Петербурге, городах с наибольшим абсолютным количеством несостоятельных компаний, число банкротов в 2018 году по сравнению с 2017 годом выросло на 4%, до 2632, и на 6,6%, до 799 соответственно.

Количество банкротов по отношению к общему числу российских компаний, данные о которых содержатся в «Федресурсе» (4,118 млн), в 2018 году составило 0,3%. Самая высокая «плотность» банкротств — в Амурской области и Ямало-Ненецком автономном округе — по 0,8%, а также Кабардино-Балкарии — 0,7%.

БОГАТСТВО НЕ У ТЕХ, КТО ИМ ВЛАДЕЕТ

На фоне снижения числа банкротств объемы включенных в реестры и выплаченных требований кредиторам растут: первый в 2018 году увеличился на 32%, до 1,992 трлн рублей к 2017 году, второй — лишь на 3,5%, до 102,7 млрд рублей. В итоге доля возврата средств кредиторов за год снизилась с 6,6% до 5,1%.

Залоговые кредиторы существенно больше защищены в банкротстве, свидетельствует статистика «Федресурса», пусть и за небольшой пока период сбора данных — с 16 октября 2018 года. За это время уровень возврата средств кредиторов, чьи требования обеспечены залогом, по итогам процедур конкурсного производства составил 38% от суммы включенных в реестры требований, тогда как у кредиторов с необеспеченными требованиями этот показатель составляет 1,5%.

«Большое количество должников ведут деятельность, не имея вообще никакого имущества. Залог может предоставить только устойчивый бизнес, в большинстве случаев — для получения кредита», — объясняет ситуацию юрист правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Артем Фролов.

Арбитражный управляющий Игорь Вышегородцев отмечает, что преимущественное положение залоговых кредиторов необходимо экономике. «Иначе банки, дающие кредит, сами рухнут», — говорит он. При этом, по словам И.Вышегородцева, управляющие принимают меры для защиты всех кредиторов, не только залоговых, в частности привлекают к ответственности контролирующих должника лиц.

Кроме того, по его мнению, надо активнее использовать институт привлечения к ответственности за преднамеренное банкротство. «Если это не случайное банкротство, а специально созданное, чтобы обмануть кредиторов, надо привлекать к уголовной ответственности собственников, но полиция далеко не всегда на это идет,» — говорит И.Вышегородцев.

Признаки преднамеренного банкротства арбитражные управляющие выявляют не так часто. По данным «Федресурса», доля таких заключений составила 6,3% (1876 штук). В 2017 году этот показатель был примерно на том же уровне — 6,7% (1636). Заключений об отсутствии признаков преднамеренного банкротства в 2018 году насчитывается 23043 (77,3%), годом ранее их было 18291 (75%). Не хватило информации для выводов арбитражным управляющим в 2018 году в 4877 случаях (16,4%). Годом ранее их число составляло 4447 (18,2%).

Что касается субсидиарной ответственности, то количество заявлений о привлечении контролирующих лиц, как поданных, так и удовлетворенных, а также суммы ответственности растут быстрыми темпами. В 2018 году к прошлому году число поданных заявлений выросло в 1,4 раза, до 5107, удовлетворенных судами — в 2,1 раза, до 1631, доля удовлетворенных — с 22% до 32%, а сумма ответственности — в 3,2 раза, до 330,3 млрд рублей.

В декабре 2018 года был обновлен рекорд по сумме субсидиарной ответственности в рамках одного дела. Арбитражный суд Москвы подтвердил законность требований ООО «Зерновая компания «Настюша» к ее совладельцу и бывшему гендиректору Игорю Пинкевичу на 39,4 млрд рублей (все данные «Федресурс» приводит без учета дел о банкротстве кредитных организаций — ИФ).

«Привлечение директоров и собственников к субсидиарной ответственности важно доводить до конца: не продавать право требования к привлеченным лицам за один рубль, а взыскивать с них по номиналу», — отмечает И.Вышегородцев.

Федресурс

Использованы материалы Новостной ленты «Интерфакс»