24 декабря 2020

ВС рассмотрит заявление о включении в РТУС требования о передаче машино-мест

Статья юриста правового бюро Заурбека Карсанова для Федресурса

14.01.2021 Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ рассмотрит кассационную жалобу Андреева А.А. (участника строительства) на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.07.2020 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.06.2020 по делу № А56-96685/2015 о несостоятельности (банкротстве) застройщика АО «Новая Скандинавия» (далее – должник).

Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.01.2016 в отношении АО «Новая Скандинавия» было возбуждено дело о несостоятельности. Решением от 17.01.2018, оставленным в силе постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.06.2018, должник признан несостоятельным, введена процедура конкурсного производства.

15.03.2019 Андреев А.А. обратился в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований о передаче жилых помещений требования о передаче двух квартир и двух машино-мест (площадь каждого машино-места 13,9 кв.м). Конкурсный управляющий и кредитор ПАО Сбербанк возражали против удовлетворения заявления в части требования о передаче машино-мест, полагая, что предъявлено требование имущественного характера, которое подлежит трансформации в денежное.

Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.07.2020 требования Андреева А.А. о передаче двух квартир включены в реестр требований о передаче жилых помещений, а требование о передаче двух машино-мест преобразовано в денежное и включено в четвертую очередь удовлетворения.

Оценивая доказательства по делу, суд пришел к выводу об обоснованности требований Андреева А.А.
Ссылаясь на положения ст. ст. 4, 142, 201.1 Закона о банкротстве суд первой инстанции включил требование о передаче двух квартир в реестр.
Отказывая во включении в реестр требования о передаче двух машино-мест, суд исходил из того, что данное требование является неденежным, а в соответствии с положениями п. 34 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» возникшие до возбуждения дела о банкротстве требования кредиторов по неденежным обязательствам имущественного характера (о передаче имущества в собственность, выполнении работ и оказании услуг), рассматриваются по правилам статьи 100 Закона о банкротстве. Суд пояснил, что «действующие на тот момент нормы Закона о банкротстве направлены на социальную защиту прав участников строительства и не применимы к спорным отношениям, объектом которых является нежилое помещение». Руководствуясь установленной ст. 201.9 Закона о банкротстве очередностью удовлетворения требований кредиторов должника – застройщика, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области трансформировал требование о передаче машино-мест в денежное и пришел к выводу о том, что требование подлежит удовлетворению в составе требований кредиторов четвертой очереди.

Не согласившись с вынесенным определением, Андреев А.А. подал апелляционную жалобу, в которой просил отменить определение первой инстанции в части и включить требование о передаче двух машино-мест в реестр. Конкурсный управляющий оставил вопрос на усмотрение суда.

Постановлением от 10.02.2020 Тринадцатый арбитражный апелляционный суд отменил определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в части и включил в реестр требований участников строительства требование Андреева А.А. о передаче двух машино-мест.
Апелляционный суд обратил внимание, что федеральным законом от 25.12.2018 № 478-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных жилых домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 478-ФЗ) были внесены изменения в параграф 7 главы IX Закона о банкротстве, которыми был установлен одинаковый правовой режим удовлетворения требований участников строительства — физических лиц к застройщику о передаче жилого помещения, машино-места и нежилого помещения.

Согласно п. 3 и п. 5 ст. 8 Закона № 478-ФЗ положения параграфа 7 главы IX Закона о банкротстве применяются в случаях, если производство по делу о банкротстве застройщика возбуждено после дня вступления в силу Закона № 478-ФЗ, а также если производство по делу о банкротстве застройщика возбуждено до дня вступления в силу Закона № 478-ФЗ при условии, что к этому дню не начаты расчеты с кредиторами третьей очереди. В случае если расчеты с кредиторами не начались, арбитражный управляющий вносит соответствующие изменения в реестр требований кредиторов за счет включения требований участников строительства в отношении машино-мест и нежилых помещений в реестр требований участников строительства и исключения требований участников строительства в указанной части из четвертой очереди реестра требований кредиторов.

Суд апелляционной инстанции подчеркнул, что законодатель исходил из того, что при реализации объекта недвижимости и расчетах с кредиторами третьей очереди (участниками строительства) за счет полученных денежных средств применение положений Закона о банкротстве в редакции Закона № 478-ФЗ невозможно. Однако в иных случаях применяются нормы Закона о банкротстве в новой редакции и требования участников строительства – физических лиц о передаче нежилых помещений подлежат включению в реестр требований участников строительства и исключению из четвертой очереди реестра требований кредиторов. Кроме того, в реестр требований участников строительства включаются требования физических лиц в отношении нежилых помещений, даже если они не были предъявлены ранее, в установленный законом срок.

Так как определение суда первой инстанции было принято 18.07.2019 (после вступления в силу Закона № 478-ФЗ и возбуждения в отношении должника дела о банкротстве), а расчеты с кредиторами не производились, то требование Андреева А.А. о включении в реестр требований о передаче машино-мест было удовлетворено судом апелляционной инстанции.

Конкурсный управляющий обжаловал постановление апелляционного суда и просил оставить в силе определение суда первой инстанции. Как указал конкурсный управляющий, площади спорных машино-мест превышают 7 кв.м. (площадь каждого 13,9 кв.м), на основании чего требование не может быть включено в реестр требований участников строительства.

Арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 22.06.2020 отменил судебный акт Тринадцатого арбитражного апелляционного суда и оставил в силе определение суда первой инстанции.

Кассационный суд согласился с выводами апелляционного суда о необходимости применения положений Закона № 478-ФЗ.
Согласно подпункту 3.1 п. 1 ст. 201. Закона о банкротстве требование о передаче машино-места и нежилого помещения – это требование участника строительства — физического лица о передаче ему на основании возмездного договора в собственность машино-места и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме, которые на момент привлечения денежных средств и (или) иного имущества участника строительства не введены в эксплуатацию. При этом под нежилым помещением понимается нежилое помещение, площадь которого не превышает семи квадратных метров.
Суд кассационной инстанции пришел к выводу, что так как площадь каждого машино-места составляет 13,9 кв.м и превышает установленный законом предел в 7 кв.м, то в данном случае должны применяться общие нормы Закона о банкротстве, следовательно, требование о передаче двух машино-мест должно быть включено в четвертую очередь удовлетворения. Арбитражный суд Северо-Западного округа также отметил, что неправильное применение судом первой инстанции редакции Закона о банкротстве не привело к принятию неправомерного решения.

Полагаю, Судебная коллегия по экономическим спорам отменит судебные акты судов первой и кассационной инстанций и оставит постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда в силе.

На мой взгляд, апелляционный суд правильно обосновал и надлежащим образом применил нормы Закона № 478-ФЗ, а изложенные выводы учитывают сложившуюся судебную практику. Суд верно указал, что в данном случае должны применяться положения Закона о банкротстве в новой редакции, а требование Андреева А.А. подлежит исключению из четвертой очереди и включению в реестр требований участников строительства.
Я считаю, что суд кассационной инстанции неверным образом истолковал и применил пп. 3.1 п. 1 ст. 201. Закона о банкротстве, в котором дано определение требования о передаче машино-места и нежилого помещение. В данной норме раскрывается понятие нежилого помещения, для которого установлен предел площади в 7 кв.м. Следовательно, ограничение по размеру площади должно применяться только к нежилым помещениям и не применимо к машино-месту.

Судебная практика показывает, что суды разграничивают понятия «нежилое помещение» и «машино-место», применяя положения об ограничении площади только в отношении нежилых помещений (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2020 № 10АП-3996/2020 по делу № А41-14157/2017).

В качестве примера можно привести постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2019 № 11АП-18626/2019, 11АП-18628/2019 по делу № А55-36158/2009. В рамках дела о банкротстве ЗАО «Инвестиционная Строительная Корпорация «Средневолжскстрой» Маклаков В.Н. (участник строительства) обратился в суд с заявлением, согласно которому просил включить в реестр требований участников строительства требование о передаче машино-места площадью 25,8 кв.м. Суд включил требование Маклакова В.Н. в реестр. Как указал апелляционный суд, в силу п. 4 ст. 8 Закона № 478-ФЗ до утверждения в установленном Законом о банкротстве порядке федерального стандарта о правилах ведения реестра требований участников строительства требования как о передаче жилых помещений, так и о передаче машино-мест и нежилых помещений включаются в реестр с учетом предусмотренной законом очередности. Судом был отклонен довод конкурсного управляющего о несоответствии заявленного требования положениям пп. 3.1 п. 1 ст. 201.1 Закона о банкротстве в связи с превышением допустимой площади. Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд посчитал, что установленное законом ограничение по площади относится только к нежилым помещениям.

Возвращаясь к предстоящему рассмотрению, отмечу, что СКЭС ВС РФ предстоит исправить ошибку судов первой и кассационной инстанций, неверно истолковавших и применивших положения законодательства о банкротстве. Решение, которое примет Верховный Суд РФ по настоящему спору, внесет дополнительную ясность в понимание пп. 3.1 п. 1 ст. 201.1 Закона о банкротстве.

Федресурс

Заурбек Карсанов, юрист правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры»