13 октября 2020

Статья Эдуарда Олевинского для журнала «Закон»

В статье анализируются причины злоупотребления правом в делах о несостоятельности на примере наиболее частых практических ситуаций.

Причины наиболее частых случаев злоупотребления правом в делах о банкротстве

«Жизнь скучна и однообразна, но все меняется, когда приходят они…» — эту фразу, наверное, можно продолжить так: «…арбитражные управляющие», и тому есть причины. В этой статье мне хотелось бы остановиться не на тех, кто плохо знает Закон о банкротстве1, а на другой и, по-моему, большей части участников дел о банкротстве — которая хорошо знает только этот Закон и чаще других злоупотребляет правом. И речь пойдет не только об арбитражных управляющих.

Злоупотребление правом следует отделять от неправомерного поведения. Существо злоупотребления правом — «это непоименованная (иная с точки зрения статьи 10 ГК РФ) форма недобросовестного поведения, при этом правомерного, но нежелательного для законодателя и неожиданного для остальных участников гражданского оборота»2. Участники дела о банкротстве ожидают от других не только соблюдения норм, т.е. предписаний позитивного права о должном поведении, но и следования принципам права, определяющим скорее цели регулирования, нежели регулирующим поведение.

1. Закон или инструкция?

Пожалуй, главной причиной злоупотребления правом является регуляторный дисбаланс. Для того чтобы правопорядок был эффективным, между ограничениями, устанавливаемыми нормами законодательства, и свободой усмотрения участников экономических отношений необходимо равновесие. Последние два десятка лет законодатель детализирует регулирование деятельности арбитражных управляющих. В результате мы не только не достигаем целей конкурсного процесса, но и сужаем возможности для добросовестного поведения, ведь порой следование нормам ведет не к достижению цели законодательства о несостоятельности, а прочь от нее.

С одной стороны, детальные нормы подобны хорошим рецептам, которые помогают начинающему повару готовить хорошие блюда. Действительно, есть области, где детализация регулирования способствует лучшей защите участников правоотношений. Например, на пользу правосудию послужило бы более подробное регулирование процедуры раскрытия доказательств в суде (не только в делах о банкротстве).

Продолжение читайте в журнале «Закон»