10 июня 2020

Арендная экономия, онлайн-клиенты и кадры: юрфирмы адаптируются к кризису

Российские компании постепенно выходят из карантина — но уже сейчас очевидно, что даже если юристы вернутся в офисы, для многих режим работы поменяется. Поговорили с представителями юррынка и узнали, что поменяла пандемия в рутине офисов, бюджетах и во взаимодействии с клиентами и в чём главный негативный эффект от карантина.

Аренда на удалёнке

С переходом в онлайн юрфирмы, как и другие представители бизнеса, которые больше не могли появляться в офисах, решили сократить арендные платежи. Совсем не платить аренду нельзя:  здесь применяется концепция распределения бизнес-рисков между сторонами. Помещения обычно сохранялись за арендатором, там размещалось имущество, стояли серверы, а арендодатель нес расходы по его содержанию. Но поскольку арендатор не мог полноценно им пользоваться, большинству фирм удалось договориться о скидках. Их обычный размер — 30-50%.  Судя по отзывам юристов,  арендодатели разумно подходили к вопросу о снижении ставки в апреле-мае — времени наиболее жестких ограничений. Так, компания компания Содружество Земельных Юристов Дениса Литвинова попробовала  попробовали достичь комфортного компромисса: получили частичную отсрочку по арендной плате за два коронавирусных месяца с возможностью погашения до конца года. Такой сценарий — наиболее распространенный.

На дальнейшие скидки готовы уже не все. «У нас семь офисов, и везде удалось получить спецусловия на «ковидный» апрель. В мае мы съехали из одного офиса полностью, так как арендодатель не согласился продлить спецусловия. Какой смысл в пустом офисе? Сейчас ведём переговоры по июню и уже видим, что ещё по одному помещению договориться не получается», — рассказывает Евгений Шестаков, управляющий партнер «INTELLECT». 

В Москве может оказаться сложнее, чем в регионах. Часть столичных арендодателей не поняли, что рынок изменился, и что разумный компромисс и партнерский подход лучше, чем пустые помещения, говорит Михаил Тимонов, партнер Eversheds Sutherland : «Это особенно характерно для объектов, принадлежащих крупным международным игрокам, локальный менеджмент которых не имеет полномочий для принятия решений, а глобальное управление пробуксовывает в условиях карантина и не способно адекватно реагировать на различные условия  рынка в различных странах».

Сама компания пока успешно ведет переговоры с арендодателями и не планирует сокращать площади, как и компания «Олевинский, Буюкян и партнеры». В последней, впрочем, отметили, что со сложностями столкнулись некоммерческие организации с участием фирмы — одной пришлось сменить офис на более скромный, поскольку договориться с арендодателем не удалось, участие в другой НКО пришлось сократить.

Компания Надмитов, «Иванов и партнеры», снимавшая половину этажа в Сити у клиента, переехала в небольшой офис на Остоженке еще до карантина — а на время пандемии смогла договориться о скидке. Делькредере арендует большую площадь в Москве и ведет переговоры с арендодателем с учетом этого обстоятельства. У компании «Saveliev, Batanov & Partners» с арендой ничего не изменилось — у арендодателя высокая закредитованность, поясняет партнер Сергей Савельев. 

Новый режим работы

Вынужденный переход на онлайн работу показал юристам, что такой формат работы возможен, а во многом даже эффективен. Так что часть из них планируют сохранить его и после пандемии. «В ближайшие полгода после выхода из карантина мы планируем протестировать гибридный формат работы: часть команды останется на удаленке, часть будет присутствовать в офисе посменно в зависимости от текущих задач, другая часть — останется работать в офисе постоянно», — рассказывает Денис Литвинов, полагающий, что онлайн так или иначе неизбежно сохранится в жизни фирмы. 

В «Делькредере» всерьез задумались о более активном привлечении удаленных работников, хотя раньше такой формат был исключением и применялся как поощрение сотрудников. «Ситуация с коронавирусом еще раз доказала, что сегодня работа возможна из любой точки земного шара. . Думаю, мы сохраним возможность удаленной работы в виде определенного бонуса.Возможно, мы расширим эту практику, будем давать больше дней. Мы безусловно больше, чем раньше, будем использовать видеоконференции, в том числе для общения с клиентами», — говорит  партнер «Делькредере» Андрей Тимчук. Клиенты все равно предпочитают, чтобы приезжали к ним и не ездить по пробкам, а сейчас после карантина понятно, что не обязательно всей команде сидеть в офисе, замечает и Александр Надмитов. Бэк-офис в компании проще перевести на удаленку, считает он, а вернуться к офисному режиму фирма планирует к осени.

В «Олевинский, Буюкян и партнеры» удаленную работу тоже применяли и до пандемии — проекты вела команда, часть которой находится в Москве, а другая часть — в Новосибирске или Тюмени. Но некоторые процессы пришлось изменить, например, оформление документов и их отправку. Это создало возможность для углубления практики удаленной работы, замечает Эдуард Олевинский, но решение о ее правилах пока отложено.

В Intellect менять режим не планируют, рассказывает Евгений Шестаков. Но в компании и так не было жесткого графика для старших юристов и партнёров: «сделал дело — гуляй смело».

Есть и компании, которые стремятся поскорее вернуться к командной работе. В SBP Часть сотрудников уже работает из офиса, и вскоре команда планирует полноценно работать из него — ведь все материалы судебных дел в офисе, домой их забрать нет возможности, замечает Савельев. К сторонникам командной работы оффлайн относится Тимонов — хотя он и признает, что навыки удалёнки наверняка пригодятся и дальше. 

Кому-то они, возможно, помогут решить и психологические проблемы, о которых всё чаще говорят зарубежные юристы. «Опыт, который нам предоставил кризис под названием COVID-19, может найти свое практическое применение в контексте проблемы эмоционального выгорания, борьбы  с перенапряжением и стрессом, столь присущими деятельности адвокатов и юридических консультантов. Например, в виде сочетания офисной работы с дистанционным форматом — когда это позволяет судебный график конкретного специалиста», — говорит Анастасия Шамшина, эксперт практики разрешения споров юридической компании РКТ .

Кадры без изменений

Опрошенные Право.ру юристы отметили, что не собираются сокращать команду. Напротив, новым опытным специалистам рады. Кто-то уже расширяется — например, к SBP присоединились  Влад Ганжала и Алексей Акужинов, а к «Делькредере» присоединился новый ассоциированный партнер, возглавивший практику международного арбитража. Возможность обойтись без сокращений при этом появилась благодаря опыту предыдущих кризисов — штаты у фирм не раздуты.

При этом юрфирмы не берут менее опытный персонал, например, стажеров и практикантов. «В этом нет смысла, потому что обеспечить надлежащий уровень адаптации в коллективе мы не можем. Да и небезопасно», — отметил Шестаков. Фирма никого не сократила — но в начале года удачно оптимизировала кадровый состав, уменьшив компенсационный фонд на 8%, отметил он. Компании в основном отказываются и от очных стажировок, хотя некоторые, например, СЗЮ,  готовы и в этом году сохранить их как кадровый инструмент на перспективу.

Оптимизация всего

Для юрфирм результатом трех карантинных месяцев стало существенное падение выручки. Ситуация с оптимизацией расходов в юрфирмах предсказуема: урезать пытаются всё, что только можно. Кто-то решил не форсировать события. «Если годовая прибыль уменьшится, то и бонусы могут сократиться», — говорит о перспективах Сергей Савельев. В целом же большинство поддерживают подход Евгения Шестакова, который «тотально обезжирил» компанию. «Единственное, что пока не пострадало — выплаты персоналу», — заметил Шестаков.

При этом ряд расходов сократились естественным путём: исчезли траты на командировки и мероприятия. Неизменными остались расходы «на перспективу» — траты на маркетинг и развитие бизнеса у фирм обошлись без существенных изменений.

Зарубежные компании, как и крупные российские, воздерживаются от комментариев по поводу финансов. Но в целом их состояние зависит от накопленного запаса прочности и количества работников: чем меньше и успешнее офис, тем меньше проблем у сотрудников. Неофициально говорят о небольших сокращениях зарплат у гигантов рынка — Dentons, Norton Rose Fullbright и BCLP, и о паузе в найме у Allen & Overy и Freshfields.

Взаимодействие с клиентами: привычка и проблемы

В период вынужденной перестройки формата работы практикующей части юридического сообщества пришлось столкнуться с необходимость разрешить системное противоречие.  С одной стороны, увеличился запрос бизнеса на оказание квалифицированной юридической помощи по причине возросшей потребности игроков рынка  в грамотном антикризисном управлении и качественном судебном представительстве, замечает Шамшина.  С другой стороны, режим дистанционной работы объективно ограничил консультантов  в возможности в порядке привычного живого общения и обмена опытом и информацией выработать командное предложение клиенту. Особенно в начале карантина остро ощущалась всеобщая растерянность и озабоченность, замечает Тимонов: «Люди искали не только и не столько юридического совета, сколько обсуждения сложившейся ситуации и возможности поделиться своими страхами и сомнениями. Причем процесс этот был, конечно же, двусторонним и взаимным.» В такой ситуации удалёнка мешает взаимодействию с новыми клиентами, отмечает Анастасия Шамшина: «Если прежние клиенты могут с пониманием отнестись к возникшим трудностям, то в работе с новыми заказчиками этот аспект проявляется наиболее ярко.» Но в итоге и клиенты, и юристы приспосабливаются.

«Работаем в основном дистанционно с клиентами — оказывается, что так можно было» — говорит о текущей ситуации Евгений Шестаков. У него, как и у других юристов, число клиентских встреч сильно сократилось, на первый план вышли видеоконференции.

Эдуард Олевинский отметил, что клиенты стали более восприимчивы, в большей мере готовы к онлайн-взаимодействию, чем раньше. За счёт этого эффективность работы повысилась, отмечает он — но в целом неопределенности добавилось.

«Помимо новых правовых вопросов о сроках, участии в судебных процессах, порядке проведения собраний и торгах, главными вопросами стали платежеспособность клиентов и сроки оплат», — признает Олевинский.

Основной минус удаленки для взаимодействия юрист-клиент и юрбизнеса в целом назвал Шестаков: интенсивность работы негенерирующих юристов упала. Часть юристов из нашего большого коллектива буквально ушли со связи. «Их не слышно их и не видно, хотя в CRM задачи их я встречаю», — признает руководитель Intellect.  

С другой стороны, сложившаяся новая реальность негативно отражается на очень многих сферах традиционной экономики – от авиакомпаний и отелей, до автозаводов и банков, и клиенты становятся еще более требовательными и экономными. «Но потребность в помощи юристов не исчезает, а значит, наша задача только в том, чтобы стать более эффективными, а это решаемо», — говорит Тимонов из Eversheds. Общее ожидание юррынка — оживление бизнеса и на его адаптация к новым реалиям, которые позволят оставить в прошлом кризисный неприрывный оперативный менеджмент, которым заняты большинство компаний сегодня.

Право.ru