19 мая 2020

Статья Юрия Малышева для Федресурса

ВС РФ разберется в вопросе утверждения кандидатуры арбитражного управляющего при наличии косвенных признаков аффилированности

25 мая 2020 года Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ рассмотрит кассационную жалобу публичного акционерного общества «Московский индустриальный банк» (далее – банк) на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2019 по делу № А41-23442/2019 Арбитражного суда Московской области о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью «Торговая компания «И.В.В.» (далее – должник), по вопросу о принятии заявления банка о признании должника банкротом к производству.

Определением от 28.03.2019 возбуждено дело о банкротстве ООО «Торговая компания «И.В.В.» по заявлению физического лица – Барцева П.И., требования которого составляли 323 300 рублей и были подтверждены судебным приказом, выданным мировым судьей

Затем с заявлением о банкротстве должника обратился банк с требованием в размере 1,5 млрд. руб. Заявление банка было принято, как заявление о вступлении в дело о банкротстве.

Банк в порядке статьи 313 ГК РФ погасил требования Барцева П.И., путем перечисления в депозит нотариуса суммы, соответствующей размеру обязательства должника перед Барцевым П.И.

Исполнив обязательства должника, банк заявил ходатайство о правопреемстве на стороне кредитора по первому заявлению о банкротстве. Определением суда первой инстанции от 11.06.2019 Барцев П.И. был заменен на банк.

После этого банк отказался от первого заявления о признании должника банкротом. Суд принял отказ, прекратил производство по заявлению, и перешел к рассмотрению заявления банка, сумма требований по которому составляет 1,5 млрд. рублей. В определении от 21.06.2019 о назначении судебного заседания суд предложил Ассоциации МСРО «Содействие» представить необходимые документы для утверждения предложенной кандидатуры арбитражного управляющего Борисенко В.В. в деле о банкротстве должника.

Должник и вступивший в дело кредитор, ООО «Трансгрупп», не согласились с принятым судебным актом в части обращения к Ассоциации МСРО «Содействие» для предоставления суду документы на кандидатуру арбитражного управляющего Борисенко В.В. и обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд.  В жалобе было указано, что в материалах дела имеются документы для утверждения арбитражным управляющим кандидатуры, предложенной первым заявителем.

Апелляционный суд с доводами заявителей согласился и определение Арбитражного суда Московской области от 21.06.19 в указанной части отменил. Суд руководствовался нормами абзаца второго пункта 9 статьи 42 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», с учетом разъяснений пункта 27 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016). В соответствии с этими нормами право на предложение кандидатуры арбитражного управляющего не может перейти ко второму заявителю независимо от того, погашено ли первоначально заявленное требование должником после подачи заявления в суд, либо по нему осуществлено процессуальное правопреемство.

Следует обратить внимание на то, что в пункте 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 60 (ред. от 20.12.2016) «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» разъяснено: судам при применении пунктов 8 и 9 статьи 42 Закона необходимо учитывать, что при наличии нескольких заявлений о признании должника банкротом они рассматриваются арбитражным судом в порядке их поступления в суд. Суд утверждает временного управляющего, кандидатура которого указана в обоснованно признанном первым заявлении о признании должника банкротом, или временного управляющего, кандидатура которого представлена саморегулируемой организацией, указанной в таком заявлении.

В рассматриваемом деле обоснованным признано заявление банка, производство же по заявлению, первоначально поданному Барцевым П.И., было прекращено определением от 13.06.2019 из-за отказа банка (правопреемника) от этого заявления. Таким образом, первым заявлением, признанным обоснованным, является именно заявление банка, в котором была предложена кандидатура Борисенко В.В., и решение апелляционной инстанции ошибочно.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, банк просит отменить постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2019 и ссылается  на наличие косвенных признаков аффилированности Барцева П.И. по отношению к должнику и сформировавшуюся правоприменительную практику (определения от 25.01.2017 № 305-ЭС16-15945, от 26.03.2018 № 305-ЭС17-18572, от 28.10.2019 № 301-ЭС19-12957).

В настоящее время банкротство ликвидируемого должника стало распространенной схемой по введению контролируемой процедуры банкротства.

Как правило, решение о ликвидации принимается из-за возникновения просроченных обязательств перед независимыми кредиторами, а процедура банкротства – это вопрос времени.

Должник принимает решение о ликвидации компании, а дружественный кредитор подает заявление о банкротстве на основании имеющейся задолженности, размер которой обычно близок к минимальной сумме, достаточной для возбуждения дела о банкротстве. Подобный алгоритм действий позволяет сразу перейти в процедуру конкурсного производства и назначить лояльного должнику конкурсного управляющего, причем с минимальными затратами.

В рассматриваемом случае запись о принятии органами управления должника решения о ликвидации внесена в ЕГРЮЛ 11.03.2019, а уже 28.03.2019 Арбитражный суд Московской области принял к производству заявление Барцева П.И. о признании несостоятельным (банкротом) ООО «Торговая компания «И.В.В.» на основании задолженности в размере 323 300 руб., подтвержденной судебным приказом мирового судьи судебного участка № 70 Санкт-Петербурга от 26.02.2019

Иным кредиторам на этот процесс повлиять трудно, поскольку доказать связь должника и обратившегося с заявлением кредитора сложно, а порой формально невозможно.

Следует отметить, что Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации уже рассматривала подобный спор и  отразила свою позицию в определении от 28.10.2019 № 301-ЭС19-12957, указав, что под косвенными доказательствами аффилированности следует понимать действия, выходящие за рамки стандартного поведения любого независимого кредитора. К примеру, в ходе судебного заседания кредитор-заявитель не отрицает факт знакомства с предложенным им кандидатом, не раскрывает обстоятельства, при которых это знакомство состоялось, и не дает суду каких-либо разумных пояснений об основании выбора кандидатуры арбитражного управляющего.

В определении о передаче кассационной жалобы по настоящему спору на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации судья отмечает следующие косвенные признаки, которые, по мнению банка, могут свидетельствовать о том, что Барцев П.И. аффилирован по отношению к должнику и осуществил ряд действий, направленных на введение контролируемой процедуры банкротства:

— Барцев П.И. подал заявление практически в то же время, что и вхождение должника в процедуру ликвидации;

— законный материальный интерес любого кредитора в деле о банкротстве заключается, в первую очередь, в погашении долга перед ним, но Барцев П.И., получив от банка исполнение требования в полном объеме, возражал против процессуального правопреемства и настаивал на банкротстве должника;

— должник обжаловал в апелляционном порядке судебный акт в части запроса у саморегулируемой организации документов арбитражного управляющего, кандидатура которого предложена банком.

Считаю, что суд апелляционной инстанции констатировал отсутствие прямых доказательств заинтересованности первоначального кандидата по отношению к кредитору и должнику, но не принял во внимание перечисленные обстоятельства, косвенно свидетельствующие о фактической аффилированности должника и первого заявителя.

Увы, но вышеописанная схема по введению подконтрольного банкротства на сегодняшний день продолжает работать и порождает отсутствие единообразия правоприменительной практики, несмотря на то, что споры данной категории регулярно рассматриваются в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ , а позиция высшей судебной инстанции по данному поводу вполне сформирована.

На мой взгляд, справедливым результатом рассмотрения кассационной жалобы в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ станет отмена постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2019 и оставление в силе определения Арбитражного суда Московской области от 21.06.19

Несомненно, результат рассмотрения данного спора Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда РФ станет следующим шагом вперед в формировании правоприменительной практики в вопросах утверждения арбитражных управляющих в делах о банкротстве при наличии косвенных признаков аффилированности.

Вероятно, нижестоящие суды начнут принимать решения по таким спорам с учетом правоприменительной практики, уже сформированной Верховным Судом РФ. Это станет заслоном для получения недобросовестными участниками процесса банкротства возможности затягивать начало работы независимого конкурсного управляющего в деле о банкротстве, а в ряде случаев и предотвратит вывод активов должника и необоснованные издержки, связанные с процедурой.

Юрий Малышев, Федресурс