17 июля 2019

Комментарий Эдуарда Олевинского для Интерфакса

Требования к компаниям-банкротам выросли в 1,6 раза, доля погашенных снизилась до 5,5% в I полугодии

Кредиторы компаний-банкротов в I полугодии 2019 года включили в реестры 1,08 трлн рублей требований, на 62,2% больше, чем в том же периоде 2018 года, следует из отчетов арбитражных управляющих о завершении конкурсного производства, внесенных в «Федресурс» (Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, fedresurs.ru).

Объем удовлетворенных требований вырос на 25,4% до 59,7 млрд рублей, при этом отношение погашенных к предъявленным снизилось на 1,6 п.п. до 5,5%.

ЗАЛОГОВЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

На кредиторов третьей и последующих очередей, чьи требования не обеспечены залогом, пришлось 91,6% общего объема требований, или 991,2 млрд рублей в январе-июне 2019 года. У них же наименьший процент погашения — 29,5 млрд рублей (3% требований).

При этом кредиторы, чьи требования обеспечены залогом, на которых приходится всего 8% общего объема требований (86,9 млрд рублей), в абсолютном выражении получили почти столько же — 29,4 млрд рублей, таким образом процент погашения у них составил 33,8%.

«Федресурс» ведет раздельный учет залоговых и необеспеченных требований с IV квартала 2018 года.

ТРЕБОВАТЕЛЬНЫЕ НАЛОГОВИКИ

Если сравнивать ситуацию с необеспеченными требованиями в целом с задолженностью по обязательным платежам, то ситуация будет в пользу ФНС. По данным службы, компании-банкроты в среднем гасят 13% реестровых долгов перед казной, сообщал «Интерфаксу» в апреле 2019 года источник, знакомый с межведомственной перепиской на этот счет.

Впрочем, эксперты говорят о том, что значительная часть поступлений в процедуре банкротства идет на погашение текущих требований. «В последние годы наметилась явная тенденция к росту именно текущих платежей — восстановление НДС и налога на прибыль по итогам реализации имущества с торгов, перевод платежей в ПФР во вторую очередь. Именно эти деньги в итоге и не попадают к кредиторам третьей очереди», — сказал «Интерфаксу» директор Российского союза саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (РССОАУ) Кирилл Ноготков.

«На практике часто встречаются ситуации, когда имущества должника хватает только для того, чтобы погасить текущие требования», — согласен старший юрист группы по разрешению споров международной юридической фирмы Baker McKenzie Павел Новиков.

ЗАЩИТА РАБОТНИКОВ

Доля погашения требований кредиторов первой очереди, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, выросла в I полугодии 2019 более чем в три раза, до 16,8% (52,9 млн рублей). В том же периоде прошлого года кредиторы первой очереди получили 30 млн рублей, что составляло 5,5% от общего объема.

Кредиторы второй очереди — работники компаний-банкротов получили 810,9 млн рублей, или 24,8% своих требований в первом полугодии против 481,9 млн рублей (19,9%) годом ранее.

Проблема выплат задолженности по зарплате уже привлекла внимание законодателей. В феврале 2018 года Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект, который наделяет местные власти правом погашать требования кредиторов второй очереди в части задолженности по зарплате и пособиям. В июне 2019 депутаты направили в правительство для получения заключения пакет законопроектов о включении в государственную систему страхования выплат задолженности по зарплате.

«Требования работников не всегда опираются на размер реальной задолженности по заработной плате, порой эти требования завышены и даже являются способом опередить других кредиторов. Но эта статистика и яркие случаи из практики говорят о том, что проблема существует», — отметил руководитель правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Эдуард Олевинский.

Он напомнил, что еще в 2007 году при участии РССОАУ был создан благотворительный фонд «Социальная защита при несостоятельности» для организации помощи голодающим работникам Ясногорского металлургического завода в Тульской области.

«Но только так эту проблему в масштабах страны решить невозможно. Поэтому инициатива группы депутатов о введении гарантийного фонда выплат, как уже сделано в ряде европейских стран, без сомнений заслуживает поддержки», — заключил Олевинский.

«Приоритетное удовлетворение требований работников должника является необходимым в современных условиях и направлено на защиту общественных интересов», — сказал Новиков из Baker McKenzie. Он отметил, что механизм защиты имущественных прав работников должника с помощью гарантийных учреждений уже выработан в международном праве, в частности, в статье 9 Конвенции №173 Международной организации труда «О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя» и статье 25 Европейской социальной хартии «Право работников на защиту их претензий в случае неплатежеспособности работодателя».

Федресурс
Использованы материалы Новостной ленты «Интерфакс»