11 апреля 2019

Комментарий Эдуарда Олевинского для BBC

«Московский школьник» требует взыскать с Навального полмиллиарда

Компания «Московский школьник», которую СМИ связывают с бизнесменом Евгением Пригожиным, требует взыскать с оппозиционера Алексея Навального, Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) и юриста фонда Любови Соболь по 500 млн рублей из-за расследования о питании в московских школах и детских садах.

О том, что ООО «Московский школьник» подало в суд на Навального, Соболь и ФБК стало известно 1 апреля. Информация об иске появилась в картотеке арбитражных дел, но суть и сумма претензий тогда известна не была.

«Пригожин огорчен». Поставщик школьного питания подал в суд на Навального Героиня ролика о школьном питании обвинила Навального в подтасовках «Ребенок лежал тряпочкой»: откуда в детских садах Москвы вспышка дизентерии Подробности появились накануне. Копию иска Соболь выложила в «Фейсбуке». Четвертым ответчиком в нем указана бывшая сотрудница «Московского школьника» Наталья Шилова, которая в эфире «Навальный Live» рассказала о нарушениях в поставках школьного питания, но позже заявила, что ее выступление якобы было подстроено Навальным и сотрудниками ФБК. Материальные претензии к Шиловой в документе не указаны.

По версии истца, в расследовании ФБК содержатся сведения, которые не соответствуют действительности и порочат деловую репутацию «Московского школьника».

Фотографии испорченных продуктов в статье и видеоролике ФБК о поставках питания в московских школах вызывают у аудитории негативные эмоции — отвращение, печаль и злобу, а музыка в ролике — напряжение и тревогу, говорится в иске.

Кроме того, компания жалуется, что авторы расследования обвинили «Московский школьник» в монополии на рынке детского питания, проводили аналогии между питанием детей в московских школах и питанием собак, а также утверждали, будто компания «относится к детям, как к свиньям».

В иске также указаны слова Шиловой о плохом качестве продуктов «Московского школьника» («третий сорт мяса», «компот из кислых ягод»), об условиях хранения («продукты могут спокойно лежать на полу») и причинах ее увольнения («я была уволена за счет того, что хотела добиться правды»).

Также в компании сочли порочащей информацию о том, что «Московский школьник» принадлежит компании «Конкорд» бизнесмена Пригожина, которого в СМИ называют «поваром Путина». В иске говорится, что эта информация не соответствует действительности.

Помимо денежных компенсаций, «Московский школьник» также требует от Навального опровергнуть и удалить эту информацию в своем блоге и соцсетях.

Почему такая сумма?

Судя по тексту иска, сумма заявленного ущерба основана на том, что у компании заключены большие госконтракты, риск расторжения которых истец считает вероятным вследствие порочащих публикаций, пояснил Би-би-си глава бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Эдуард Олевинский.

Однако рассчитывать на взыскание столь крупных сумм не приходится, считает эксперт. Согласно правовой позиции Европейского суда по правам человека, применяющейся и в России, взыскание не должно носить карательный характер и служить наказанием ответчика, напомнил он.

Размер убытков и причинно-следственную связь истцу еще предстоит доказать, добавил Олевинский.

«Правду говорить легко и приятно»

«ФБК и конкретно Соболь сделали так, чтобы о массовой дизентерии в детсадах Москвы узнала широкая публика, и, конечно, Пригожин огорчен нами до невозможности», — комментировал подачу иска Навальный.

«Никакую информацию мы не удалим и будем и дальше называть вещи своими именами», — заявил оппозиционер.

«Правду говорить легко и приятно, к суду готова, делать расследования не перестану», — написала Соболь в «Фейсбуке» 10 апреля.

«Московский школьник»

Видеоролик, в котором Шилова, представившаяся бывшим контролером питания в «Московском школьнике», рассказала о плохом качестве поставляемого компанией питания и других нарушениях, с которыми она столкнулась за время работы, был опубликован на YouTube-канале «Навальный Live» в феврале.

В нем Шилова утверждала, что в «Московском школьнике» якобы использовали «мясо третьей категории, которым кормят собачек», принимали продукты без упаковки и хранили их на полу, а также подделывали ветеринарные справки. В видеозаписи утверждалось, что женщина решила рассказать об этом после того, как «ее ребенка отравили».

Руководитель «Московского школьника» Николай Фатеев назвал рассказ Шиловой клеветой и даже записал видео с экскурсией по складам компании.

Позже сама Шилова записала видеоролик, в котором заявила, что согласилась на интервью для «Навальный Live» в обмен на обещание Соболь оплатить ей лечение ребенка от кишечной инфекции.

В этом ролике Шилова также утверждает, что ей дали готовый текст, в котором «было много домыслов и различных неточностей». После съемок, по ее словам, представители ФБК перестали выходить с ней на контакт, и обещанных денег на лечение ребенка она так и не получила.

Соболь записала ответный ролик и обвинила Шилову во лжи. «Конечно, мы записывали это без суфлера и готового текста. Задавали вопросы. Она отвечала и рассказывала», — заявила она и напомнила, что после расследования об отравлении детей родители просили ее помочь с подачей судебного иска о компенсации ущерба. «Потом к этому иску решила присоединиться и Наталья Шилова», — говорит Соболь.

«Именно о такой компенсации шла речь», — пояснила юрист ФБК. Обсуждать версии о том, могло ли быть оказано давление на Шилову или ей «заплатили денег», она отказалась.

«Московский школьник» входит в Ассоциацию предприятий социального питания в сфере образования и здравоохранения, генеральным директором которой был Дмитрий Тихонов. Он же работал заместителем гендиректора комбината питания «Конкорд», которым владеет Пригожин.

О связи «Московского школьника» с «Конкордом» и Пригожиным ранее писали СМИ. Так, по данным издания «Проект», ООО «Московский школьник» является одним из лидеров госзаказа среди компаний, предположительно, связанных с Пригожиным. Основываясь на данных СПАРК, издание подсчитало, что с 2011 года «Московский школьник» заработал 11,6 млрд рублей на поставках питания.

С исками против компании также обратились несколько московских школ.

BBC