22 марта 2018

Комментарий Эдуарда Олевинского для Интерфакса

Количество арбитражных управляющих упало после двух лет роста

Количество арбитражных управляющих в 2017 году снизилось на 3% к 2016 году, впервые за три года, несмотря на значительное увеличение числа процедур.

В сводном государственном реестре на 31 декабря 2017 года содержались сведения о 9782 арбитражных управляющих, это на 3% меньше, чем на конец 2016 года, следует из данных Росреестра, с которыми ознакомился «Интерфакс».

Обратная динамика наблюдалась в предыдущие два года. И в 2016, и в 2015 году общее число управляющих, выросло, соответственно, на 5% и на 6%, следует из данных «Федресурса» (Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, bankrot.fedresurs.ru).

Вместе с тем количество процедур растет опережающими темпами. Так, число введенных процедур в рамках банкротства граждан и компаний в 2017 году увеличилось на 24% к 2016 году, а в 2016 году оно практически удвоилось.

Комментируя сокращение количества управляющих, председатель совета Российского союза саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (РССОАУ) Дмитрий Скрипичников отметил, что «скорее всего, сказываются изменения регулирования отрасли, произошедшие год-полтора назад». «Это стандартный временной лаг для оценки последствий изменений законодательства», — сказал он «Интерфаксу».

В конце 2015 года вступила в силу часть 3.1 статьи 14.13 КоАП, которая предусматривает применение дисквалификации арбитражного управляющего на срок от шести месяцев до трех лет за любое повторное неправомерное действие при банкротстве. С этим связывают рост количества дисквалификаций в 2017 году в 5 раз по отношению к 2016 году.

Руководитель правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Эдуард Олевинский говорит, что увеличение средней нагрузки на одного управляющего свидетельствует о том, что рынок совершенствуется, управляющие пользуются более современными способами ведения дел. «Системы информационного обеспечения и автоматизации деятельности арбитражных управляющих стали востребованными как никогда прежде», — отметил он.

По словам Эдуарда Олевинского, сказывается также изменение технологии ведения дел о банкротстве граждан, количество которых растет быстрее, чем число дел о банкротстве компаний. «Дела о банкротстве граждан теперь ведутся совершенно иначе — как правило это хорошо организованные фабрики с разделением труда и экономией издержек, а не «мастерские по индивидуальному пошиву», как это было до 2015 года», — рассказал Э.Олевинский.

В течение 2017 года из государственного реестра исключен 961 управляющий, большинство (633 чел.) на основании личного заявления, еще 279 – по решению саморегулируемой организации (СРО) в связи с неисполнением правил и стандартов.

Выбытие экспертов отчасти компенсируется притоком новых кадров. Так, в 2017 году в «Федресурсе» появились 828 новых публикаторов из числа тех управляющих, которые не размещали сообщения ни в 2015, ни в 2016 году.

Концентрация активности управляющих в последние три года стабильна: 80% сообщений размещают порядка 40% арбитражных управляющих.

Эдуард Олевинский считает, что сейчас концентрация искусственно занижена из-за требования по количеству членов СРО (не менее 100 членов), установленного в 2002 году «на глазок».

Ведение дел о банкротстве сильно отличается от услуг нотариуса, адвоката или иного частнопрактикующего специалиста, поэтому требование к минимальной численности СРО у арбитражных управляющих должно быть ближе к установленному в 2007 году законом о СРО для объединения юридических лиц — 25 членов и более», — говорит Эдуард Олевинский.

По его словам, тогда станет возможным в рамках СРО добиться единого стандарта качества, а идея с множественностью СРО и конкуренцией стандартов качества станет реализуемой. К тому же, концентрация снизится за счет исключения из СРО бездействующих управляющих, а саморегулирование перестанет быть настолько дорогой для арбитражных управляющих альтернативой госрегулированию.

Федресурс